Инклюзивное образование
Документы
Законодательные ресурсы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких - уровней:
Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире:
- Всеобщая декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г.
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования - принята 14.12.1960 г.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц- принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20.12.1971 г.
- Декларация ООН о правах инвалидов- принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 9.12.1975 г.
- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин- принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18.12.1979 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка- международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
- Всемирная декларация об образовании для всех - принята 09.03.1990 г.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов- приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
- Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями- Саламанка, Испания, 10.06.1994 г.
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод- принят 20.03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
- Конвенция о правах инвалидов- принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г.
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
- Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"- является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" - занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
- Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"- определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"- утверждена Президентом РФ 04.02.2010 г. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы". В контексте Указа реализуются две программы: "Здоровье" и "Образование". Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы- утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295.
- Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)"О порядке и условиях признания лица инвалидом"
- Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ № 48-11-04 от 26.08.2015Министерства образования и науки Красноярского края «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам на дому или в медицинских организациях».
- Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535) Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
- Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
- Информационное письмо № НТ-392\07 от 09.04.2014 г. Министерства образования и науки Российской Федерации «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
- Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".
- Проекты адаптированных основных общеобразовательных программдля обучающихся с ОВЗ
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Часть I. Методическое пособие для преподавателей
Региональные документы
- Информационное письмо №15231 от 27.12.2013 г. Министерства образования и науки Красноярского края «О направлении Порядка по разработке адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Информационное письмо №75-9151от 04.09.2015г. Министерства образования и науки Красноярского края «О формировании учебных планов об организации образовательного процесса детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам».
- Информационное письмо №75-3291от 31.03.2016г. Министерства образования Красноярского края «По вопросу реализации пилотного проекта по оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра».
Муниципальные документы
- Приказ главного управления образования администрации г. Красноярска от 29.05.2015 № 339/п«Об инклюзивном образовании»
- Институт Инклюзивного образования
- Информационно-методический портал по инклюзивному образованию
- http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=430
- http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=90
- http://www.edu-open.ru/Default.aspx?tabid=332
- http://www.edu-open.ru/Default.aspx?tabid=86
- Модель сопровождения инклюзивной практики
- Московские организации, помогающие детям с нарушениями развития. Краткий справочник — М.: Центр лечебной педагогики, 2006. – 96 с. ISBN 5-901599-58-6
- Особое детство: шаг навстречу переменам– М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики). ISBN 5-901599-50-0
- Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях/ Под ред. Ю. В. Липес. М.: Теревинф, 2006 – 48 с.–(Лечебно-педагогические программы). ISBN 5-901599-40-3
- Алвин Дж., Уорик Э.Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. Ю. В. Князькиной.— М.: Теревинф, 2004.— 208 с.— (Особый ребенок). ISBN 5–901599–14–4
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма/ Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. – М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия). ISBN 5-901599-52-7.
- Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие — М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2003.— 136 с. ISBN 5–93196–066–Х
- wiki/ru
Доступная среда для инвалидов — это своего рода оптимизация окружающего пространства и его приспособление для свободного передвижения и выполнения различных функций людьми, имеющими ограниченные возможности. Иными словами, доступность окружающей среды заключена в возможности свободно перемещаться по любому выбранному маршруту и посещать любое учреждение.
В МБДОУ также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- На центральной калитке оборудована специальная кнопка вызова, домофон.
- Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработана Программа инструктажа сотрудников МБДОУ №163 по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи.